МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие»

678170, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Тихонова, 16

Тысяча и один способ укрепить привязанность

Любили тебя без особых причин
За то, что ты дочь,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.
Надёжная привязанность к родителям определяет будущие отношения ребёнка на протяжении всей его жизни. Она обеспечивает малыша биологической функцией защиты. Равнодушие взрослого ведёт к формированию привязанности в искажённом виде. Результатом является развитие неприязни и раздражения по отношению к другим.
Как же укреплять привязанность на разных возрастных этапах?
Представляем список разнообразных способов. Это НЕ программа-максимум. Это список альтернатив – выбирайте, что нравится, в зависимости от вкусов и пристрастий своей семьи. Что не нравится – пропускайте, ищите свое, дополняйте и расширяйте. ИТАК!

Возраст от 0 до 1 года

Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Играть в гляделки.
Улыбаться друг другу.
Кормить грудью.
Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях.
Позволить есть из своей тарелки, кормить маму. Или папу.
Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть).
Носить на руках и\или в слинге.
Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна.
Обнимать.
Делать массаж.
Повторять лепет за младенцем.
Целовать щеки и пупок.
“Кусать” пятки и ладошки.
Совместный сон.
Петь песни.
Танцевать вместе.
Использовать разные интонации.
Строить гримасы.
Вместе изучать себя и друг друга в зеркале.
Читать стихи с выражением.
Рассматривать вместе картинки, книги, улицу.
Рисовать самим, чтобы малыш смотрел.
Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка.

Возраст от 1 до 3 лет

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.

Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:

— Составить вместе список продуктов с картинками.
— Взять с собой в магазин за продуктами.
— Катать в тележке.

Постарше – доверить катать тележку.
Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.
Дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”.
В зависимости от рода занятий родителей — поиграть в “мама работает”, “папа работает”.
Давать ребенку примерить или поносить свою одежду.
Носить одинаковую одежду разных размеров.
Носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы.
Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.
С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды.
С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.
Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье.
С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.
Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.
Мыть машину с папой.

Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике).
Выращивать разные съедобные травы из семян.
Добавлять их в салаты и есть.
Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.
Рисовать красками друг у друга на лице – есть специальные наборы для этого, гуашью – не стоит.
Или помадой раскрасьте друг друга в клоунов.
Хвалить.
Провожая работающего родителя (бабушку, гостей), махать в окошко.
Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”.
Придумать условный знак только для вас.
Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов.
Разыгрывание ролей (“я ягненок, а ты мама-овечка”).
Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить.
Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.

Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.
Беготня между родителями (особенно полезно, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
Следы на песке (или на снегу). Первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. “О!!! Какой наш папа большой”. “О!!! Ты как папа идёшь”. “ООО!!!”

Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче.
Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть.

Вместе сделать что-то “страшное”.
Держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”.
Игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок. Старается по-максимуму включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка.
Когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.
Надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть.

В следующей публикации мы узнаем, как поддерживать привязанность в возрасте от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 17 лет.

Статья подготовлена по материалам сайта
www.alpha-parenting.ru
Педагог-психолог
Чуйко Ольга Михайловна

Дата обновления страницы: 10.02.2022

Logo

Профилактика гриппа

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122