Каждый год в ноябре-декабре происходит увеличение обращений в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для «сдачи экзаменов в облегчённой форме», как чаще всего говорят в быту.
Такая формулировка не совсем верная. В рекомендациях ПМПК указывается не облегчение экзаменов, а возможность сдавать ГИА в форме ГВЭ и необходимость создания во время экзаменов условий, которые учитывают особенности здоровья и психофизического развития участников.
Что означают эти аббревиатуры?
ГИА – государственная итоговая аттестация – это форма оценки степени и уровня освоения образовательных программ, имеющих государственную аттестацию, при завершении обучения по ним.
В школах ГИА проводится при завершении основного общего образования (9 класс) и среднего общего образования (11 класс).
Для учащихся 9 классов основной формой ГИА является ОГЭ (основной государственный экзамен), для 11 классов – ЕГЭ (единый государственный экзамен).
ГВЭ – государственный выпускной экзамен – является ещё одной формой сдачи ГИА, в которой вместо стандартизированного комплекса заданий, который предлагается в ОГЭ и ЕГЭ, используются тесты, темы, билеты и задания разной сложности.
Сдавать ГИА в форме ГВЭ в общеобразовательных школах имеют право:
– дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
– дети-инвалиды и инвалиды.
Детям с ОВЗ для прохождения экзаменов необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (оригинал или заверенную копию), а инвалидам и детям-инвалидам в дополнение к этим рекомендациям – справку МСЭ (оригинал или заверенную копию).
При наличии рекомендаций ПМПК участники могут по желанию выбирать форму сдачи экзаменов: основная или ГВЭ, а также сочетать формы ОГЭ/ЕГЭ и ГВЭ по разным предметам.
При этом в 11 классе следует помнить, что результаты ГВЭ позволяют получить аттестат об окончании среднего общего образования, но не учитываются при поступлении в ВУЗ. Абитуриенты, сдававшие ГИА в форме ГВЭ, должны будут проходить вступительные испытания.
В заключении ПМПК также прописывается, какие именно из возможных специальных образовательных условий требуются конкретному участнику при прохождении аттестации.
В чём могут заключаться условия сдачи ГИА для обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью?
1. Первое – это увеличение продолжительности экзаменов. Экзамены по учебным предметам, а также итоговое сочинение в 11 классе увеличиваются на 1,5 часа.
На 30 минут в 9 классе увеличивается продолжительность итогового собеседования по русскому языку, а в 11 классе – раздел «Говорение» в экзамене по иностранному языку.
2. В 9 классе выпускники получают возможность сдавать экзамены только по обязательным предметам – русский язык и математика. При этом, по своему желанию, они могут выбрать и вариант со сдачей четырёх предметов (двух обязательных и двух по выбору).
В 11 классе вместо итогового сочинения можно выбрать форму изложения.
3. При выборе формы ГВЭ изменяются, как уже упоминалось, типы заданий на самих экзаменах – по русскому языку участник может писать по своему выбору изложение с творческим заданием или сочинение, а по математике экзаменационная работа содержит 14, 12 или 10 заданий. Темы сочинения и изложения, количество и содержание заданий по математике зависят от класса и вариантов заданий, прописанных в рекомендациях ПМПК (например, 200-ые номера экзаменационных материалов по математике состоят из 10 заданий).
Подробнее с различными вариантами экзаменационных материалов для ГВЭ можно познакомиться на сайте ФИПИ: для 9 классов и для 11 классов.
4. Кроме того, участник по желанию может сдавать экзамены в устной форме. В этом случае ответы записываются на аудионоситель.
5. Определённые категории участников – например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата – во время экзаменов может сопровождать ассистент, который оказывает техническую помощь. В зависимости от индивидуальных особенностей участника, ассистент может:
— помогать ориентироваться и передвигаться по пункту проведения экзамена;
— помогать занять рабочее место;
— прочитать задание;
— помогать при оформлении бланка;
— переносить в бланк ответы участника;
— помогать в установлении коммуникации (например, как сурдопереводчик);
— помогать в использовании допустимых технических средств.
Ассистенту запрещено оказывать помощь в решении заданий, а его роль не может выполнять человек, являющийся специалистом в том предмете, по которому проводится экзамен.
6. Также участник с ОВЗ или инвалидностью может проносить и использовать необходимые по состоянию здоровья принадлежности и технические средства, указанные в рекомендациях ПМПК:
— звукоусиливающую аппаратуру;
— увеличивающие устройства;
— необходимые медикаменты и особые продукты питания;
— устройства для принятия лекарств.
7. В зависимости от категорий ОВЗ изменяются формы предъявления или выполнения заданий:
— материалы могут распечатываться в увеличенном размере;
— могут быть оформлены и заполняться шрифтом Брайля;
— могут быть представлены и выполняться в электронном варианте на компьютере со специальным программированием.
8. Также в рекомендациях ПМПК могут быть прописаны требования к организации рабочего места и места проведения экзаменов. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата пункт проведения экзаменов должен быть оснащён средствами, помогающими в передвижении (поручни, пандусы и т.п.). А в случае, если состояние здоровья не позволяет сдавать в пункте проведения, экзамен может проводиться на дому или в медицинской организации – в этом случае потребуется также медицинское заключение.
Материал подготовлен с опорой на
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г.,
приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г.,
сайт Федерального института педагогических измерений,
официальный сайт Рособрнадзора