Школьная дезадаптация: причины, признаки, профилактика

Автор: | 25.11.2021

Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам.
Нарушение процесса вхождения в школьную систему отношений – это собственно, дезадаптация.

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.

Причины возникновения школьной дезадаптации:

  1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
  2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
  3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
  4. Трудности социализации. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
  5. Низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
  6. Слишком эмоциональные реакции родителей на неудачи их ребенка в школе. Ребенок начинает боится разочаровать своих родителей и в связи с этим у него развивается негативная реакция относительно всего, что связано со школой.
  7. Протест против системы обучения подростков как ответ на реакцию педагогов на самовыражения школьников (которая проявляется в слишком высокой активности, через одежду и внешний вид).
  8. Влияние сверстников. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора. Если сверстники выражают протест системе обучения, то большая вероятность того, что сам ребенок также присоединится к всеобщему протесту.

В качестве причин школьной дезадаптации выделяют ещё несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и на отсутствие у него нормального приспособления:

  • Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка. Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации. В познавательной деятельности недостаточно сформированы мотивации, установки к самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в запоминании, сосредоточение внимания и т. п.
  • Органические и психосоматические заболевания существенно мешают и ограничивают возможности школьной адаптации.
  • Социальная среда. К ней относятся семья, родные, сверстники во дворе и в школе и др. Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером. Одни дети переживают воздействие среды на них, другие поддаются её влиянию, становятся продуктом среды.
  • Личность учителя. Позиция учителя приемлема в демократичном стиле, личностно-ориентированным на характер, способности, особенности личности.
  • Эмоционально-стрессовые переживания. Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.
  • Задержка психического развития. Не позволяет мобилизовать эмоционально – волевую сферу на успешность в учёбе, в поведении.
  • Характерологичесие особенности личности школьника. Характер наследственно предопределён, задан, поэтому с этим приходиться считаться. Такие поведенческие особенности: гиперактивность, гипоактивность (медлительность), тревога, дезорганизованность, конфликтность, агрессия, раздражительность и др. предопределены их типом характера. Характер психокоррекции не подвержен, поведение же изменить можно. Эти две категории тесно взаимосвязаны и это нужно учитывать.
  • Дефекты домашнего воспитания. Особое место в формировании дезадаптации занимают конфликты в семье, асоциальное поведение родителей, унижения, авторитарность и директивность родителей, несправедливое наказание, чрезмерный контроль.

Чтобы вовремя обнаружить, предупредить развитие или постепенно преодолеть школьную дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Рассмотрим особенности проявления дезадаптаци на сложных возрастных этапах.

Поступление в школу

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.
Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям, к новому коллективу, новым требованиям и повседневным обязанностям.

Этот период совпадает также с «кризисом семи лет». Происходит перестройка самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней стороны личности. Начинают формироваться устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки.

Адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев.

Компоненты готовности к школьному обучению:

  1. Это физическая готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  2. Педагогическая готовность. Навыки чтении, счета, рисования, общая осведомленность: название своего города, столицы, родины, нашей планеты, основных профессий, времена года, части суток, дни недели, явления природы и т.д.
  3. Психологическая готовность включает в себя следующее:
  • Личностная и социальная.
    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
  • Эмоционально-волевая.
    Эмоционально-волевая готовность подразумевает уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение управлять своим поведением, а так же сформированность произвольности внимания.
  • Интеллектуальная.
    Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, так же определенный уровень развития психических процессов ( память, мышление, внимание, восприятие, речь).

Готовность к школьному обучению – это определенный уровень:

  • Социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение.
  • Развитие психических функций, без которых обучение невозможно или затруднено.
  • Личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию.
  • Развития произвольности.
  • Физического состояния.
  • Речевых возможностей.

Основные проявления школьной дезадаптации:

  • Физиологические и эмоциональные признаки (нарушение сна, напряжение, плаксивость, неуравновешенность, подавленность).
  • Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.
  • Общая тревожность в школе, боязнь поверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.
  • Нарушение взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.
  • Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушение дисциплины и неподчинение школьных нормам.
  • Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, лживость, сверхчувствительность, уединенность, угрюмость).
  • Неадекватная самооценка. При высокой самооценке – стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность конформизм, безынициативность, несамостоятельность.

В начале школьного обучения у многих детей снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Дети время от времени начинают говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуются, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хотят остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Это вполне нормальное явление.
Но если вы замечаете полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность ребенка. Безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. Ребенок очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. Нежелание учиться является устойчивым, выражается активно. В таком случае, есть повод для беспокойства.

Помощь родителей первокласснику в период адаптации к школе:

  • Безусловно принимайте ребенка, не только за какие-либо заслуги.
  • Не показывайте ребенку свою озабоченность только его школьными успехами.
  • Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, его взаимоотношениями с одноклассниками, внеучебной деятельностью.
  • Помогайте ребенку поверить в себя, выделяя как наиболее значимую ту сферу деятельности, в которой он успешен.
  • Не спрашивайте у ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Ребенок пока еще учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.
  • Ребенок имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите ее исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  • Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Это помогает ему взрослеть и становиться более сознательным.
  • Помогайте ребенку выражать свои чувства, тем самым, ребенку будет легче пережить травмирующую ситуацию, найти способ справиться с ней.
  • Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
  • Выражайте свое недовольство отдельным действиям ребенка, но не им целиком.
  • Устраивайте маленькие праздники. Поводом для этого может быть даже самый маленький успех.

Переход из начальной школы в среднее звено

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
В этот период повышаются требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений. К способности к саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную.
Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Для младшего подростка очень важно мнение одноклассников и учителей.
Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают до половины всего числа пятиклассников. Родители, делая акцент на успеваемости, могут провоцировать школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации:

  • новые предметы, новые учителя;
  • необходимость приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
  • возросший темп и объём работы;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней;
  • новый режим;
  • новые дети в классе, новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Основные проявления школьной дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива.
  • Изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания.
  • Потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии.
  • Возрастание конфликтов с окружающими.
  • Учебная неуспеваемость подростков.

Помощь родителей пятикласснику в период адаптации:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Составила педагог-психолог
Казакова С.В.
по материалам сети Интернет