Тысяча и один способ укрепить привязанность

Автор: | 28.10.2021

Любили тебя без особых причин
За то, что ты дочь,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.
Надёжная привязанность к родителям определяет будущие отношения ребёнка на протяжении всей его жизни. Она обеспечивает малыша биологической функцией защиты. Равнодушие взрослого ведёт к формированию привязанности в искажённом виде. Результатом является развитие неприязни и раздражения по отношению к другим.
Как же укреплять привязанность на разных возрастных этапах?
Представляем список разнообразных способов. Это НЕ программа-максимум. Это список альтернатив – выбирайте, что нравится, в зависимости от вкусов и пристрастий своей семьи. Что не нравится – пропускайте, ищите свое, дополняйте и расширяйте. ИТАК!

Возраст от 0 до 1 года

Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Играть в гляделки.
Улыбаться друг другу.
Кормить грудью.
Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях.
Позволить есть из своей тарелки, кормить маму. Или папу.
Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть).
Носить на руках и\или в слинге.
Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна.
Обнимать.
Делать массаж.
Повторять лепет за младенцем.
Целовать щеки и пупок.
“Кусать” пятки и ладошки.
Совместный сон.
Петь песни.
Танцевать вместе.
Использовать разные интонации.
Строить гримасы.
Вместе изучать себя и друг друга в зеркале.
Читать стихи с выражением.
Рассматривать вместе картинки, книги, улицу.
Рисовать самим, чтобы малыш смотрел.
Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка.

Возраст от 1 до 3 лет

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.

Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:

— Составить вместе список продуктов с картинками.
— Взять с собой в магазин за продуктами.
— Катать в тележке.

Постарше – доверить катать тележку.
Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.
Дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”.
В зависимости от рода занятий родителей — поиграть в “мама работает”, “папа работает”.
Давать ребенку примерить или поносить свою одежду.
Носить одинаковую одежду разных размеров.
Носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы.
Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.
С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды.
С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.
Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье.
С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.
Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.
Мыть машину с папой.

Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике).
Выращивать разные съедобные травы из семян.
Добавлять их в салаты и есть.
Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.
Рисовать красками друг у друга на лице – есть специальные наборы для этого, гуашью – не стоит.
Или помадой раскрасьте друг друга в клоунов.
Хвалить.
Провожая работающего родителя (бабушку, гостей), махать в окошко.
Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”.
Придумать условный знак только для вас.
Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов.
Разыгрывание ролей (“я ягненок, а ты мама-овечка”).
Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить.
Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.

Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.
Беготня между родителями (особенно полезно, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
Следы на песке (или на снегу). Первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. “О!!! Какой наш папа большой”. “О!!! Ты как папа идёшь”. “ООО!!!”

Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче.
Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть.

Вместе сделать что-то “страшное”.
Держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”.
Игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок. Старается по-максимуму включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка.
Когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.
Надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть.

В следующей публикации мы узнаем, как поддерживать привязанность в возрасте от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 17 лет.

Статья подготовлена по материалам сайта

Педагог-психолог
Чуйко Ольга Михайловна