Природа агрессивности

Автор: | 15.07.2021

Почему дети становятся жестокими? Почему подростки могут быть жестоки по отношению к слабым? Что случилось с современными детьми? Сам мир становится более агрессивным или это мы, взрослые, упускаем что-то важное в воспитании?

Для того чтобы приблизить наше понимание природы агрессивности – немного терминологии.

Агрессия – любая форма поведения, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Агрессивность – качество личности, которое может проявляться в любых ситуациях.

Выделяют несколько видов агрессивных реакций:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Немецкий психолог, философ Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и сама агрессия. «Злокачественная» представляет собой жестокость и деструктивность, и бывает спонтанной, связанной со структурой личности.

Не существует какой-либо одной универсальной причины, объясняющей явление детской агрессивности и жестокости. В психологии выделяют группы причин повышенной агрессивности. Одна из базовых – семейные причины: разрушающе влияет насилие над самим ребенком и жестокое обращение между членами семьи.

Жестокое обращение представляется небезопасным для психики ребенка. И если дети начальной школы чаще испытывают страх, незащищенность, ужас, вину перед обидчиком, могут долгое время находиться в подавленном пассивном состоянии, то при взрослении подавленное состояние трансформируется в такие чувства, как ненависть и злоба, которые вначале могут быть направлены к конкретному человеку, а в дальнейшем ко всем окружающим.

Составляющей частью агрессивной реакцией может быть отсутствие эмоциональной стабильности и постоянства среды (например, атмосфера в семье, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания). Если строго наказывать ребёнка за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. И часто выплескиваемая агрессия абсолютно неадекватна событию, его породившему, а то и вовсе немотивирована.

Попустительское, пренебрежительное отношение взрослых также приводит к формированию у ребёнка агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

В условиях дикой природы, при катастрофах, на войне и в других опасных для жизни ситуациях все эти механизмы спасают человеку жизнь. Но вот в повседневности они скорее могут навредить – и всему виной неправильная оценка угрозы. Психика может счесть угрозой «безобидные» с точки зрения выживания ситуации – оскорбление, насмешку, стрессовые условия.

Причиной проявления агрессивности так же могут быть психические расстройства или нарушения работы отделов головного мозга, которые помогают контролировать эмоции и поведение, справляться со стрессом.

Отмечу, что любое поведение есть способ коммуницирования, взаимодействия человека с окружающим миром. Агрессия, жестокость – это тоже способы, которыми люди и, прежде всего дети, пытаются донести до нас информацию, которую они по каким-то причинам не могут выразить социально-одобряемым способом. «Это сигнал человеку о том, что задеты значимые для него ценности, нарушены его ожидания относительно себя, других людей, явлений и т. п. Негативные эмоции являются симптомом психологического нездоровья, показателем наличия у человека дисгармонии с собой или миром».

Смягчить проблему проявления повышенной агрессивности детей и подростков возможно при внимательном отношении со стороны родителей к любым длительным изменениям настроения ребенка; при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые так или иначе отвечают за воспитание детей.

Посмотрите, отцы, вашим детям в глаза,
Будьте, мамы, добры, справедливы.
Пусть с ресниц у ребёнка не капнет слеза,
А душа станет самой счастливой.

Альберт Лиханов

Составила педагог-психолог
Багинская Елена