Как мотивировать ребенка учиться

Автор: | 12.02.2021

Мотивация для человека как топливо для автомобиля. Без нее не происходит никаких позитивных изменений. Но если мотивация — это топливо, то где можно ей заправиться? Все ли виды этого топлива одинаково влияют на нас и наших детей? Как научиться «заправлять» ребенка правильно, экологично, так чтобы в конечном итоге ребенок научился сам управлять своим маршрутом?

Каждый родитель хочет, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, а желания нет. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Как же сформировать у школьника желание учиться?

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

С этими и другими вопросами мы попытаемся сегодня разобраться.

Мотивация – совокупность внешних и внутренних сил, которые побуждают человека к деятельности и ориентируют на достижение цели.

Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Давай сейчас попробуем разобраться в особенностях мотивации. Эти знания позволят грамотно скорректировать мотивы учебной деятельности ребенка.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами.

Мотивация бывает позитивной (положительной) и  негативной (отрицательной). Здесь речь идет о том, какое подкрепление человек ожидает от деятельности. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности — речь идет о позитивной мотивации. Если речь идет о наказании за невыполнение задания, то о негативной.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Различаются они тем, где лежат мотивы: внутри человеческой личности или за ее пределами, в окружающей среде.

Вернемся к положительной мотивации

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение, похвалу, новую игрушку, денежное вознаграждение). Разновидность такой мотивации – чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, учителя.

У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация. Она побуждает быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди одноклассников, стать лидером. Престижная мотивация часто встречается именно в младшей школе.

На первый взгляд, в стремлении быть лучшим нет ничего плохого. Это мотив способен стать мощным двигателем развития ребенка. В то же время нравственная составляющая личности в этом случае может искажаться. Ребенок может пренебрежительно относиться к отстающим, не таким успешным сверстникам. В ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость, использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту.

Мотивационная сфера – ядро личности, и подобный опыт, закрепившись, может стать свойством личности, чертой характера. И этот опыт в дальнейшем будет мешать сохранять конструктивные отношения с обществом.

Престижную мотивацию не следует путать с мотивацией достижения успеха – желанием ребенка правильно выполнять задания, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действия приносит удовлетворение. Это немного подросший вариант мотива «Я сам»: ребенок получает удовольствие от того, что он смог, у него получилось хорошо.

Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать.

Самой ценой признается мотивация познавательная. И своим содержанием, и своей направленностью. Она целиком находится в учебной деятельности. Ребенок испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше. Ребенок проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие.

И так, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка.


Рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста
1. Простраивате с ребенком доверительные отношения.
2. Поддерживайте в семье комфортный психологический климат.
3. Выбирать дополнительные предметы и кружки с учетом интересов ребенка.
4. Поговорите с ребенком о каждом школьном предмете, обсудить его значимость и где он пригодится в жизни.
5. Не ругайте ребенка за неправильный выбор, а вместе с ним обсуждать, почему выбор неверен, акцентируя внимание на плюсах и минусах.
6. Проверяйте домашнюю работу ребенка. Но при поиске ошибок, важно чтобы ребенок старался их найти сам.
7. Хвалите ребенка даже за самые незначительные успехи, формируя позитивную мотивацию.
8. Правильно организуйте режим дня, чтобы у ребенка было время на уроки, отдых и развлечения. Составляйте план дня вместе с ребенком!
9. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим за определенный период (например, «а на прошлой неделе у тебя получалось выполнить это задание»).
10. Чтобы не пропадал интерес к деятельности у ребенка, попытайтесь ставить краткосрочные цели и задачи.
11. Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день в школе. Если день прошел плохо, то постарайтесь найти положительные моменты даже в нем.
12. Не говорите о школе с негативной точки зрения, ребенок должен видеть, что вы цените роль образования.
13. Поддерживайте ребенка в его начинаниях и всегда находите время для общения с ним.
14. Учитывайте индивидуально-возрастные особенности младшего школьника.

Квалифицированную консультацию психологов можно получить в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» (по телефону 46-0-46).

Педагог-психолог
ЦПМСС «Доверие»
Чуйко О.М.