Рекомендации родителям замкнутого ребенка

Автор: | 08.02.2021

Что делать, если у вашего ребенка проблемы с общением? Почему одного ребенка называют застенчивым, а другого – замкнутым.
Необходимо понять, что мешает ребенку благополучно взаимодействовать с окружающими и получать радость от процесса общения.

Например, такие две проблемы, как застенчивость и замкнутость, имеют очень сходные внешние проявления. Эти дети болезненно реагируют на любые изменения, происходящие в их жизни, с опаской, а зачастую и явным страхом относятся к посторонним людям. Они беспокойны и эмоционально неустойчивы. Отличие состоит в том, что застенчивый ребенок хочет общаться, знает, как это делать, но не имеет навыков применения своих знаний на практике, а замкнутый ребенок, как правило, не знает, как общаться и не хочет, то есть его потребность в общении снижена.

Таким образом, если ваш ребенок замкнутый, то ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы и сформировать у ребенка желание общаться, и научить его общаться с окружающими людьми.

1. Не акцентируйте внимание на замкнутости, стеснительности ребенка и никогда не сравнивайте с другими детьми. Не нужно постоянно напоминать малышу об этой его черте характера. Из-за постоянных упреков малыш может еще больше замкнуться в себе и получится замкнутый круг.

2. Будьте щедры на похвалу. Чем ребенок меньше, тем сложнее ему оценить адекватно свои успехи. Наша задача как родителей – укреплять их самооценку всеми способами.

3. Регулярно приглашайте к себе друзей, особенно если у них дети такого же возраста. Ваше чадо быстрее привыкнет к обществу в привычной обстановке, сможет раскрепоститься и благополучно общаться с ровесниками.

4. Придумайте собственные праздничные традиции. При этом будет полезно поощрять ребенка к публичным выступлениям. Танцы, пение в караоке, загадки, домашние спектакли — эти вещи помогут ему выйти из привычного состояния апатии и сверхпокоя.

5.Добавляйте новшества осторожно. Замкнутые дети склонны к консерватизму. Им легче живется, если соблюдается четкий режим. Поэтому все новое, что касается еды, сна, игр, прогулок и сказки на ночь, должно добавляться потихоньку – замените сказку прогулкой, мультиком или разговором по душам.

6. Даже когда ребенок сопротивляется вашим попыткам внедрить его в общество, проявите терпение и настойчивость. Негативная реакция ребенка на происходящее — это лучше, чем если он будет загонять свои эмоции вглубь! И к тому же, если родители сдадутся, то кто же в таком случае будет помогать ребенку социально адаптироваться?

7.Постепенно расширяйте круг общения вашего ребенка. Ничего, что сначала это будет лишь круг пассивного общения, то есть ребенок будет наблюдать за тем, как общаются другие люди.

8.Постарайтесь стать для своего ребенка примером, что касается плодотворного общения.

9. Посещайте с ребенком новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте вместе с ним с новыми людьми. Делайте это, конечно, постепенно. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, будьте на этом этапе всегда рядом с ним, держите его за руку, никогда не выказывайте своей тревоги и опасений.

10. Старайтесь передать ребенку вашу радость, полученную от общения. Подчеркивайте все преимущества общения (что нового узнали, как интересно было, какую пользу и удовольствие получили от общения).

11. Учите ребенка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому. «Заряжайте» и «заражайте» ребенка своей эмоциональностью и доброжелательностью по отношению к другим людям.

12. Старайтесь создавать ситуации, требующие общения с окружающими.

13. Чаще играйте с ним (если позволяет возраст ребенка) в игры, требующие общения и ведения диалога.
Например:

  • «Новая старая сказка». Начните рассказывать ребенку сказку и попросите, чтобы он придумал к ней свое продолжение.
  • Дорисуй за меня. Начните с ребенком рисовать каждый на своем листе что-нибудь необычное. Потом поменяйтесь незаконченными рисунками и закончите вы – его рисунок, а он – ваш. Это поможет ребенку научиться работать в команде, не боясь критики.
  • «Хочу, умею, добьюсь» С более старшим ребенком можно провести небольшой тренинг успеха. Попросите его закончить фразы «Я хочу…», «Я умею…», «Я добьюсь…», «Я могу…» Таким образом он сознательно озвучит свои желания, тем самым первый шаг к их достижению.

14. Социальный психолог Зимбардо настаивает на активном физическом развитии. Уверенность в собственном теле, развитая физическая выносливость и ловкость помогают ребёнку чувствовать себя комфортно и легче заводить дружбу со сверстниками. Зимбардо утверждает, что «ребёнок, имеющий представление о собственных физических возможностях, может здраво судить о том, на что он способен, а на что — нет, он никогда не пойдёт на сумасбродство.

15. Давайте ребенку бытовые задания. Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

16. Будьте с ребенком доброжелательны, спокойны и терпеливы. Настройтесь на длительную работу по изменению (коррекции) замкнутости ребенка, формированию у него коммуникативных навыков (навыков общения) и желания общаться.

Статья подготовлена по материалу педагога-психолога Н.В. Лепещева
Педагог-психолог Огиренко Е.В.