Основа основ: первый год жизни малыша

Автор: | 08.02.2021

рисунок 1Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей. Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого малыша, уверенно стоящего на крепких ножках.
Давайте узнаем, какие же этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма. Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест.
Малыш в один месяц начинает прислушиваться к звуку, голосу взрослого; издает сам первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем); захватывает ручками все подряд, без участия воли; смотрит на четкий зрительный стимул, например, красные или зеленые игрушки; в конце первых четырех недель фокусирует взгляд на лице взрослого; в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону источника света, пытается поднимать и удерживать голову. Руки и ноги ребенка согнуты во всех суставах вследствие гипертонуса, кулачки крепко сжаты.

В 2 месяца малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Ребенок лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов; переворачивается с бока на спинку; в вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты; следит глазами за перемещающимися предметами; в этот период исчезает гипертонус рук, разжимает кулачок. Малыш демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка; замирает, прислушиваясь к звукам; улыбается в ответ на ласковое обращение, улыбку; реагирует на знакомые голоса; гулит, пропевает некоторые звуки.

В 3 месяца ребенок умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания; уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении; в положении лежа на животе опирается на предплечья; рассматривает и сосет ручки; перекатывается со спины на бок; пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот; удерживает контакт глазами; улыбается и смеется; длительное время может гулить; узнает лица близких; долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

В 4 месяца главным для малыша становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша. В этот период малыш самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину); тянется за предметами, ощупывает их; облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки; исчезает гипертонус ног; в общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении; «воркует» с родителями, активно улыбается, смеется, визжит от восторга; реагирует на звук своего имени; долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками; появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

5-ый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Ребенок долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски; уверенно переворачивается со спины на живот; сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута; развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками; уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руке; узнает голос мамы; отличает лица близких от чужих; различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи и даже свое и чужое имя (не реагирует на чужое), долго и певуче гулит; сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки.

рисунок 2В полгодика малыш садится из положения на четвереньках; переворачивается с живота на спину и со спины на живот; встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают); долго следит за перемещением игрушки. На этом этапе перекладывает предмет из руки в руку, тянет в рот, рассматривает; повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям; пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, сжимает, трясет игрушкой. После 6 месяцев формируется устойчивая привязанность к ухаживающему за ним взрослому (чаще всего мама).

Ребенок в 7 месяцев хорошо ползает; уверенно сидит с прямой спиной; подтягивается и пытается встать в кроватке; хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый; любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки»; на вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте; подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»; с удовольствием разглядывает картинки в книжках; долго занимается с игрушками; тянется к своему отражению в зеркале.

8 месяцев. Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Малыш уже ползает с большой скоростью и на любые расстояния; с опорой встает из положения сидя и опускается; появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами; сам держит в руке и ест кусочки еды; делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору; диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость; появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»; начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам.

9 месяцев. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Ребенок быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на возвышения, пытается открывать ящики; ходит, держась за опору; садится из положения лежа и ложится из положения сидя; повторяет движения за взрослым (поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши); вынимает мелкие предметы и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки; радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку); находит предмет вне зависимости от его местонахождения; понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»; знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

10 месяцев. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Ребенок уже хорошо ходит вдоль опоры; идет вперед при поддержке за обе руки; пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой. Малыш называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»); машет рукой «пока-пока»; знает, куда класть некоторые предметы, игрушки; понимает, когда его хвалят, а когда ругают; помнит любимую игрушку.

В 11 месяцев ребенок самостоятельно стоит; хорошо ходит за одну руку; делает первые шаги; нагибается при приподнимании предмета без приседания; приседает без опоры. Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению (куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку); понимает слово «нельзя»; пытается сам себя кормить с ложки. Появляются первые слова («мама, папа»).

рисунок 3Подводим итоги 1-ого года. Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями. Ребенок ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны; пьет из чашки, пережевывает твердую пищу. Выполняет большое количество инструкций (принеси, найди, дай тете). Знает всех в своем окружении. Обычно говорит 5-10 слов.
И главное, ребенок первого года жизни больше всего нуждается в любви, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери. От этого зависит его успешное психоэмоциональное и физическое развитие. И в течение 12 месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

Подготовила педагог-психолог Огиренко Е.В.
по материалам сайта https://agulife.ru/