Рекомендации родителям. Как помочь ребенку в выборе профессии

Автор: | 20.05.2020

Выбор профессии — задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

— Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

— Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?

— Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?

— Кем хочет стать Ваш ребенок?

— Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

Я сейчас мы хотим вам представить информацию по каждому из ключевых этапов профессионального выбора

1 этап. Принятие решения о выборе профессии.

Важнейшая задача этого этапа — помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.                                                                                                                                              На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Стратегия выбора профессии:

  1. Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.

Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.

  1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  2. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  3. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  4. Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Первые знания о профессии ребенок получает в семье. Он уже с младшего школьного возраста осознает, что если родителей нет дома, значит, они на работе. В этом возрасте дети уже понимают, что труд нужен для того, чтобы была возможность приобрести все, необходимое для жизни: лекарства, еду, мебель, одежду, т.е. для улучшения условий жизни.

Чаще всего родители говорят о своей специальности в общих чертах, не вдаваясь в подробности о своих обязанностях на работе. По этой причине ребенок, играя в «профессии», пьет чай, напевает песни, имитирует разговор по телефону, не осознавая главной сути этой самой «профессии». На долгое время внешняя область деятельности взрослых остается для детей загадкой.

Поэтому, начиная с младшего школьного возраста, нужно вести беседу с детьми о том, что в мире есть огромное количество профессий и выбрать свое любимое дело очень трудно. Часто происходит так, что ребенок продолжает «рабочую династию», не сумев сориентироваться в мире профессий и понять, что нравится, потому что в детстве ему этого не заложили.

Причины выбора профессии формируются под воздействием различных факторов. Наиболее распространенным является выбор профессии родителями или их совет. В связи с этим всех родителей можно разделить на три группы.

Родители первой группы занимают позицию невмешательства. Они считают, что профориентация – это дело школы, либо просто равнодушны к профессиональной судьбе ребенка.

Во второй группе родители весьма активны, иногда даже авторитарно настроенные. Они считают, что могут сделать выбор за детей. По их мнению, школа заботится только о государственных интересах. Дети же из-за своей неопытности пока еще не могут определиться в столь ответственном и важном выборе. В основном родители этой группы занимают позицию, что без высшего образования профессиональная карьера их ребенка не может быть успешной, несмотря на профессиональные склонности, которые они не проявили. Родители стремятся, чтобы дети не были рабочими, а стали высокооплачиваемыми руководителями.

Родители третьей группы занимают более правильную позицию в этом вопросе. Они активно участвуют в принятии решений, но также при этом не настаивают на своем: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают мнение ребенка, стараются оценить их способности и наклонности, разобраться в их стремлениях, влечениях и мотивах. В тоже время, опираясь на собственный жизненный опыт, они дают характеристику отдельным хорошо известным профессиям, помогая младшим школьникам найти нужную профессиографическую литературу и т.д. Взаимоотношения родителей и детей в выборе профессии основаны в данном случае на взаимном уважении и доверии, на совместном сотрудничестве [1, с. 37].

Это вызывает необходимость организации систематической и целенаправленной работы с родителями по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии.

Н.И. Калугин выделяется следующие направления работы школы с родителями:

  1. Знакомство родителей с вопросами профессиональной ориентации учащихся – конференции, лекции, родительские собрания, беседы, лектории.
  2. Привлечение родителей к проведению и организации мероприятий в школе по профориентации учащихся (профинформационных экскурсий, встреч с передовиками производства, бесед).
  3. Индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации младших школьников[2, с. 67].

Кроме того, основными направлениями совместной работы школы с родителями учащихся являются:

— формирование круга знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения младших школьников;
— ознакомление с особенностями и задачами подготовки рабочих кадров;
— обобщение опыта семейного воспитания и пропаганда трудовых традиций, рабочих династий;
— вовлечение родителей в активное участие в профориентационной работе с младшими школьниками.

Можно выделить главный аспект совместной работы школы и родителей, который заключается в повышении психолого-педагогической подготовки родителей по вопросам профессионального самоопределения младших школьников. Наиболее действенными методами и формами считаются тематические вечера, посвященные профессиям, цикл лекций по вопросам профессионального самоопределения младших школьников, встречи с представителями различных профессий и т.д. Задачей просвещения родителей можно считать познание положительных качеств ребенка, его достоинств, достижений и успехов, изучение личности своих детей [2, с. 80].

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию»: Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии: В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией: Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание — журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится: К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии: Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под давлением родителей: Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

— Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту.

— Часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом, нас и себя будешь лечить», «Становись поваром — хоть готовить научишься» и т.д.

— Еще одно родительское заблуждение — представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае высший, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ — техникум — ВУЗ; работа и заочная форма обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

2 этап. Выбор учебного заведения.

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг — знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

Как вы уже поняли, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Семья – это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для подростков — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Резкое изменение образа жизни людей в условиях пандемии COVID-19 не отменило их текущих потребностей. Тем более тех, которые окажут влияние на всю дальнейшую судьбу.

Статья подготовлена по материалам сайта: PROprof.ru

Педагог-психолог МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» Корякина А.Ю.