БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ. Что такое буллинг?

Автор: | 25.03.2020

Специалисты «ЦПМСС «Доверие», сотрудничая со школами, периодически наблюдают в детских коллективах неприятие одного из детей одноклассниками, нежелание работать с ним в одной группе, насмешливые замечания в его адрес, пренебрежительное отношение к его вещам. Подобные факты могут являться признаками такого явления, как буллинг.

Буллинг (bullying, от англ. bully — хулиган, задира) – длительный процесс сознательного жестокого отношения (физического, словесного и/или психологического) со стороны ребенка или группы детей к другому ребенку.

Буллинг включает четыре главных компонента:

агрессивное и негативное поведение – толчки, пинки, обзывания, порча вещей, игнорирование, вымогательство, угрозы, преследование в мессенджерах (Viber, WhatsApp и т.п.) и социальных сетях (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.);

регулярность осуществления – агрессивное поведение сохраняется достаточно долго, из-за чего ребенок постоянно находится в негативном эмоциональном состоянии, тревоге;

дисбаланс власти в отношениях участников – ребенок не может оказать сопротивление, обидчик обладает физическим или психологическим преимуществом (сильнее, популярнее, более уверен в себе, агрессивен);

умышленность – обидчик осознанно стремится причинить ребенку неудобства, нанести физический или психологический вред.

Буллинг имеет очень тяжелые последствия для становления личности и дальнейшей судьбы всех участников.

Дети, подвергающиеся буллингу, находятся в постоянном состоянии тревоги, которое может привести к агрессивному поведению или, наоборот, подавленности, депрессии. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любой коллектив, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

У обидчика формируются такие черты характера, как жестокость и агрессивность, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки. Если обидчик осознает неправильность своего поведения, то у него может возникнуть чувство вины, которое сохраняется и во взрослом возрасте.

Дети, которые не вовлечены в травлю непосредственно, всё равно находятся в постоянном напряжении, в страхе, что они могут стать следующей жертвой. Они стараются эмоционально отгородиться от этой ситуации, и это может привести к развитию равнодушия, неумению сопереживать, сочувствовать.

Во время травли у всего класса снижается мотивация к учёбе. Дети большую часть времени и сил затрачивают на ситуацию буллинга.

Не стоит путать буллинг и отсутствие множества друзей. Ребёнок может любить одиночество, быть замкнутым или непопулярным, но не испытывать при этом дискомфорта. Тогда как во время травли он ощущает себя жертвой и чувствует регулярную и сознательную агрессию в свой адрес.

Как понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?

Если вы регулярно и на протяжении длительного времени замечаете часть этих признаков, то вам стоит насторожиться и поговорить с ребенком, чтобы прояснить ситуацию:

ребенок не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, и он сам никого не приглашает к себе, потому что у него нет друзей или он боится, что никто не придет;

по утрам часто придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу, жалуется на головные боли, боли в животе и т.п.;

стал задумчив, замкнут, не рассказывает, что у него происходит в школе;

ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

часто находится в подавленном настроении, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

часто происходят резкие перемены в настроении, в поведении;

злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков, чтобы избавиться от чувства стресса);

приходит домой с физическими повреждениями (мелкими ссадинами, ушибами и более серьезными травмами);

его вещи часто оказываются испорченными или пропадают;

выбирает нестандартную дорогу в школу, каждый раз пытается пойти другим путем, чтобы не столкнуться с одноклассниками.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок подвергается травле, то вы можете обратиться к классному руководителю, школьному психологу.

Более подробно прочитать о том, как реагировать в подобной ситуации, можно в статье «БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ. Как реагировать?»

Квалифицированную консультацию психологов можно получить в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» (по телефону 46-0-46).

Штайц Т.К.,
Чуйко О.М.,
педагоги-психологи
ЦПМСС «Доверие»

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ. Как реагировать?